Основные цели современной системы образования — интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс. Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.
Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Сегодня имеется достаточно литературы с методическими рекомендациями, содержащими теоретические основы современного урока географии.
Урок в современной школе должен отвечать требованиям:
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Мотивация и активизация всех сфер личности.
Эффективное использование средств обучения.
Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
География – это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал – внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Методические возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы.
Перечислю приемы, которые применяю наиболее часто, и они особенно любимы детьми.
Приёмы обратной связи с учеником на уроке
«Светофор» — использование сигнальных карточек.
Виды опроса: опрос по цепочке, «Тихий опрос» (беседа с одним или несколькими учащимися), программируемый опрос (выбор ответа из нескольких предложенных), взаимоопрос, фронтальный опрос класса, тренировочный опрос (учащиеся задают вопросы друг другу и только потом отвечают учителю), идеальный опрос (ученик сам оценивает степень своей готовности и сообщает об этом учителю), ответ у доски в парах-тройках, показательный ответ (к доске выходит один человек, а одноклассники задают ему вопросы).
Приёмы письменного контроля
Диктант, выборочный контроль ((«подводный камень») – тетради сдают все, а проверяются 5-6 по выбору), блиц-опрос (ответы даются быстро, без обдумывания), тренировочная проверочная (отметки выставляются по желанию), составление схем, таблиц, постановка вопросов к тексту, составление плана изучения темы.
«Суперпроверочная» (текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение). Конкурс на лучшую шпаргалку. Осколки (учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения).
Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
Реставрация (учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”)
Виды домашнего задания
Обязательное и творческое (разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам, составить кроссворды, ребусы, загадки). Ученики выполняют творческие задания по созданию дидактических материалов. «Снежный ком» (выбрать уровень по силам)
С целью оптимизации школьного урока рекомендуется активизировать межпредметные связи.
Например, для организации связи с филологическими дисциплинами возможно использование художественной литературы на различных этапах урока. Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из литературных произведений. Это не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку.
Связь с историей, краеведением: совместные поездки по нашей стране позволяют не только узнать больше, но также сплотиться коллективу, раскрепоститься на уроках.
В данный момент одновременно мы ведем и дистанционное обучение. Именно в этом смысле грамотно подобранные музыкальные композиции помогают учащимся эмоционально настроиться на изучение материала либо расслабиться во время онлайн занятий.
Аноргул НАБИЕВА, учитель по географии 6 — школы Сергелийского района
Ўхшаш хабарлар
-
«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». Вся модель образования должна быть изменена
-
Легенда об узбекском плове
-
В Евразийском альянсе горных курортов появился новый участник
-
В Строгановском университете России обнаружено более 200 предметов культурно-исторического наследия Узбекистана
-
Повышается осведомленность журналистов по освещению вопросов водосбережения