Халида Шомахмудова: «Даже во время войны мы ели белый хлеб»

Из истории хорошо известно, что во время Второй мировой войны Узбекистан был убежищем для многих детей-сирот, оставшихся без крова и близких людей. О семье Шомахмудовых, которая приняла в свою семью 14 детей, потерявших своих родителей, также известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Из истории хорошо известно, что во время Второй мировой войны Узбекистан был убежищем для многих детей-сирот, оставшихся без крова и близких людей. О семье Шомахмудовых, которая приняла в свою семью 14 детей, потерявших своих родителей, знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

Шоахмад Шомахмудов и Бахри Акрамова окружив заботой и любовью детей-сирот разных национальностей, удостоились огромного уважения и почёта как символ чадолюбивого и доброжелательного узбекского народа.  Памятник, построенный в городе Ташкенте в честь этой семьи является уникальным примером дружбы народов и гуманизма.

Каждый человек, который смотрел художественный фильм «Ты не сирота», снятый на киностудии «Узбекфильм» на основе романа писателя Рахмат Файзи «Его величество Человек», проклинает войну и приносит благодарения миру.

Мы часто посещаем старшую дочь Шоахмад-аты и матушки Бахри Ҳолиду ая (Ольга Тимоненко) Шомахмудову, матушка никогда не поленится рассказать интересные истории о своем детстве, воспоминаниях о войне. В беседе с нами она иногда обращается с вопросом: «Я рассказывала вам ту историю, а рассказала вам эту историю? Вы видели эту фотографию?» И не дожидаясь ответа, продолжает свой рассказ. С каждым разом наша беседа обогащается новыми подробностями …

Халида ая, Вы помните, как вы приехали в Ташкент? Как Вас здесь встретили?

—Помню, как в начале войны во время бомбёжки погибли мои родители, я прожила неделю с солдатами в окопе и как они угощали меня кофе и хлебом. Всюду была война, огонь, паника … были слышны выстрелы. Затем они посадили меня на лодку с группой детей-сирот. Мы ехали на поезде, в машине и приехали в 41-й детский дом в Ташкенте.

Как только мы пришли в детский дом, нас угостили яблоками и клубникой. Эти фрукты были очень вкусными. А комнаты были теплыми, под ногами были застелены красивые ковры. Затем всех детей, которые приехали с нами, забрали новые родители. Остались только я и один взрослый мальчик. Мы сидели в ожидании: «Когда же нас заберут тоже?..» Я очень много плакала скучая по родителям,  потому что была еще слишком маленькая. Хотя я сейчас пожилая женщина восьмидесятилетнего возраста, все равно пускаю слезинку, как только вспомню своих родителей,

Потом пришла моя мама Бахри. С ней  был еще один маленький мальчик. Она сняла свой платок и надела его мне на голову, и взяв меня за руку забрала к себе домой.

Когда мы пришли, она мне дала конфетку и пиалушку белого чая (чай с молоком). Там были Самуг, Немат, Рафик и другие дети, которые пришли до меня.

Мама Бахри познакомила меня со всеми: «Это твой отец, я твоя мама, а вот твои братья». Я никогда не забуду доброту и ласку её слов.

Мама Бахри пережила страдания сиротства. В возрасте трех лет она потеряла отца и в семнадцать лет потеряла мать. У неё не было детей. Вот почему она относилась к нам с милосердием и воспитывала, как своих собственных. Постепенно я научилась подметать дом, убирать двор и ухаживать за коровой. Моя семья была большая, многодетная … а потом постоянно находясь рядом с мамой, я стала помогать, ухаживать за моими братьями.

Мой отец тоже был очень был добр к нам и трудолюбивым человеком. Мы научились у него разному ремеслу, земледелию, животноводству, а у матери вести хозяйство, кройке и шитью.

Мы очень заботились друг о друге. Если бы кто-нибудь из моих братьев шалил на улице, мы все заступались за него. Вот почему никто не осмеливался говорить нам лишнее слово.

Не тяжело-ли вам было?  Столько детей в семье, хватало-ли всем еды, одежды?

— Всего было достаточно. Помогало государство, махалля, соседи. Даже Анна Афанасьевна, журналист из Москвы, написала статью про нас в газете «Правде Востока». После этого нам выделили корову и землю. Сначала мы посеяли клевер, затем пшеницу, кукурузу… Постепенно мы вырастали, становились разумными. Научились складывать в стог скошенную пшеницу, загружать в тележку. Я до сих пор помню, как однажды все наши дети размалывали пшеницу колотушкой в руках, а потом отец положил ее в мешок, затем мельник на Кукче бесплатно взвесил муку. Мама пекла 80-100 лепёшек за один раз. Два раза в день готовила еду в большом казане. Мы никогда не голодали во время войны.

Отец был кузнецом. Он изготавливал удил для ослов, лошадей. Мы помогали ему подавать воздух. У нас в доме была самодельная печка. А во дворе одна кровать … Я лежала на кровати, а братья и сёстры подряд на матрасах (курпачах). Мы наблюдали за звёздами в небе и считая их засыпали.

Почему Вам дали имя Халида?

— Поскольку на моем лице и на лбу были родинки, меня как в доме, махалле, так и в школе звали Халидой. Так и стала Халидой. Мне нравилось это имя.

Вы встречаетесь со своими приеемными братьями и сестрами, их детьми?

— В нашей семье были дети разной наицональностей узбеки, татары, русские, белорусы, молдаване, евреи и казахи. Но мы не разделяли нации. А любили друг друга. Мы и сейчас ходим в гости к  родственникам. Некоторых из них уже нет в живых. Халима живет в Ташкенте. Юлдаш (Федор) живет со своей семьей в России. После войны нашлись его бабушка и тётя.

Каких интересных событий  вы помните? Каковыми были милосердие и благодарность в те времена?

— В то время милосердие и благодарность были иными. Но люди были и плохие, и хорошие. Так было во все времена. Я помню из послевоенных историй  как к нам домой зашёл вор. В то время был вор по имени Самад. Однажды он спросил меня: «В вашем доме есть веревка?». У меня появилось подозрение к нему. Как я и думала, он хотел украсть нашу корову. Поэтому спросил про веревку. В тот вечер, когда я вышла во двор, Самад ака дожидаясь сделать задуманное, сидел на крыше. Я закричала: «Отец, на крыше сидит вор!» Вор вскочил и убежал (в то время крыши были низкими). Затем он побежал на кукурузное поле и исчез с глаз.

В другой день он своровал мешок с пшеницей, рис, и даже детскую одежду из нашего дома. Тогда мой отец заявил в милицию. Потом они захватили вора Самада.

Мы очень обрадовались, что нашу корову не украли. Потому что она была нашей кормилицей. Мы каждый день употребляли домашнее молоко. Вот почему все такие здоровые.

Расскажите о себе, своих детях и о своих мечтах, сожалениях?

— Я вышла замуж и родила одну дочку. Но я недолго прожила с моим супругом. Одна воспитывала свою дочь, выдала замуж. Но она умерла рано. Сейчас у меня есть две внучки и три правнука.

После войны я работала на швейном предприятии и собирала хлопок на поле (получила несколько орденов и медалей за свою образцовую деятельность). Затем я работала уборщицей в магазине и вышла на пенсию.

Теперь я живу с семьей внучки Лайло в махалле Джарарик, я помогаю ей в воспитании внуков.

Как ваши родители воспитывали вас?

— Они всегда говорили,  что ябедничать – самая плохая привычка, добро и благочестие – лучшие качества. Мои родители учили нас любить и уважать людей. Мой отец говорил: «Не причиняйте вреда никому, молитесь и заслуживайте благословение. Если вы сделаете кому-то зло, бог запишет в книгу Божью. Тогда и вам вернется зло от других».

Слава богу, теперь если кто-то отправляется в путь, приходят ко мне за благословением. Журналисты тоже часто приходят. Я молюсь за всех.

Какие чувства испытываете, когда смотрите фильм о семье Шомахмудовых «Ты не сирота»?

— Этот фильм снят очень удачно. Большое спасибо создателям! Каждый раз, когда я смотрю его, вспоминаю свои детские воспоминания, отца, мать, моих братьев. Но также у меня есть несколько возражений. Меня сильно расстраивает то место, когда моя мама идет за хлебом во время ливни.

Это же художественный фильм … Мы никогда не позволили бы ей выходить в такую дождливую погоду. Сами подумайте, неужели мать пойдёт за хлебом в такую пасмурную погоду, когда в доме столько детей?!

Кроме того, мы не ели черный хлеб. И даже во время войны ели белый хлеб. Моя мать выпекала горячий белый хлеб из пшеницы, которую мы выращивали. Из нашей махалли также приносили только белый хлеб.

До сих пор махалля не стоит в стороне. Помогает нам во всём. Я всегда молюсь за махаллинский комитет, пусть живут долго. В общем, доброта узбекского народа не имеет границ.

Когда вижу по телевидении те страны, которые не принимают беженцев из военных мест за границей или даже семьей с детьми, я поражаюсь.  Узбекский народ на войне прошлого века принял в свои объятия тысячи эвакуированных людей. Жители кормили, поили беженцев даже если сами голодали. Почему другие не могут быть такими?!

Я была очень рада, что памятник в честь моей семьи вернули на свое место. Большое спасибо нашему Президенту за это! Он делает добрые дела для укрепления связей между народами и национальностями. Пусть Аллах благословит его и поможет ему, пусть живёт долго!

Когда мы разговаривали с Халидой ая, её простота, скромность, шутливость и искренность зажгли свет в наших сердцах. Мы были восхищены её энтузиазмом и желанием работать в пожилом возрасте.

Пусть живут долго свидетели нашей славной истории. Давайте навещать их часто и стараться успеть выполнить благородные их намерения и получить их благословение!

                                                                                Беседу вела Манзура БЕКЧАНОВА.

Диққат! Агар сиз сайтда хатоликларни аниқласангиз, уларни белгилаб Ctrl+Enterтугмасини босинг.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: