Ватерлоо – бельгийский город, вошедший в историю судьбоносной битвой, которая завершилась сокрушительным поражением Наполеона и закатом славы некогда непобедимого императора. Именно с этим сражением сегодня, так или иначе, связаны почти все городские музеи и памятные места.
Но есть в Ватерлоо еще одна достопримечательность, которая очень дорога всем, кому близка азербайджанская культура.
Это памятник выдающейся личности, передовой женщине своей эпохи, великой поэтессе XIX века Хуршидбану Натаван.
Ханская дочь
Она принадлежала к династии карабахских ханов и была дочерью последнего из них – Мехтигули-хана.
Получив домашнее образование, Натаван знала несколько восточных языков, прекрасно разбиралась в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Она организовала и возглавила в Шуше литературный кружок Məclisi Üns, она встречалась в Баку с великим французским писателем Александром Дюма и произвела на него большое впечатление.
Большую роль в развитии духовного мира Натаван сыграл великий философ, писатель, просветитель Мирза Фатали Ахундов, знакомство с которым способствовало интересу Натаван к благим деяниям.
При Натаван в Шуше были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, летний и зимний клубы, реальное училище и множество других зданий. В 1872 году Хуршидбану – чтобы люди не испытывали затруднений в доступе к питьевой воде — проводит от родника Isa bulağı к Шуше водопровод, до сих пор известный как Xan qızı suyu («вода Ханской дочери»)
Натаван была уважаема и почитаема в народе. Люди очень любили и почитали Натаван, и уважительно звали ее Xan qızı – Ханская дочь.
Свой творческий путь Натаван в 1850-х годах. Очень малая часть ее ранних стихов, которые она подписывала «Xurşid» сохранилась до наших времен. С 1870 года Хуршидбану берет псевдоним «Natəvan». Полный диван Натаван не сохранился, в основном имеется ее художественно оформленный альбом с 13 стихами на азербайджанском языке. Она также написала несколько газелей на фарси. Лирика поэтессы воспевает красоту родного края, любовь, дружбу, доброту, жизнелюбие. Большинство стихов Натаван навеяны грустью по рано умершему сыну, но в них же проскальзывают и социальные мотивы, главным образом жалобы на бесправие женщин в обществе. Натаван также занималась живописью, сохранились написанные ею пейзажи, изображения цветов, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
Ўхшаш хабарлар
-
«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». Вся модель образования должна быть изменена
-
Легенда об узбекском плове
-
В Евразийском альянсе горных курортов появился новый участник
-
В Строгановском университете России обнаружено более 200 предметов культурно-исторического наследия Узбекистана
-
Повышается осведомленность журналистов по освещению вопросов водосбережения