- Элементы дистанционного обучения на уроках в начальных классах столичных школ использовался уже давно. Часть заданий дети получали и выполняли через электронный журнал, виртуальные помощники в классе помогали организовывать физкультминутки и пропустившие занятия «проходили» новые темы дистанционно. Но, чтобы удалёнка была в постоянном режиме, – такая практика в Узбекистане впервые. Как справляются с этим ученики начальных классов? Какие плюсы у такого обучения?
Режим самоизоляции поставил учителей перед выбором: переходить на дистанционку или использовать электронное обучение. Решили варьировать, используя обе формы.
Когда учителя сценарии уроков прикрепляют в электронном журнале, ученикам приходится изучать и осваивать новый материал самостоятельно. Но опрос показал, что они больше любят, когда учитель объясняет и спрашивает. Детям важен интерактив! Маленькие школьники с удалёнкой справляются хорошо, уроки не прогуливают!»
Свои особенности у обучения в таком формате, конечно, есть. Но опытные учителя вполне могут их учесть и минимизировать потери времени и внимания детей. Так, чтобы дети не отвлекались на уроке, класс собирается у мониторов за 5-7 минут до начала занятия, и ребята успевают поприветствовать друг друга, пообщаться, сделать небольшую разминку – одним словом, настроиться на предстоящую работу.
Урок длится 20 минут. Опрос, новый материал – всё, как на обычном уроке. Дети осваивают компьютер быстрее взрослых.
С другой стороны русский язык дистанционно давать сложно: диктовать через интернет не удобно. Скорость письма у детей разная, срывают уроки и проблемы со связью. А вот математику и окружающий мир изучать так удобно, даже с литературным чтением проблем нет. Дети читают по цепочке, не шумят, ждут своей очереди, поэтому учителю нет необходимости выключать ученикам звук: на уроках тихо.
Яндекс.Учебник помогает выяснить качество усвоения изученного, выявить, какие темы надо проработать дополнительно. Это помощь учителю в контроле и проверке результата, ведь за время виртуального урока невозможно отследить ход мысли каждого, понять, всё ли он понял. Так что Яндекс.Учебник помогает планировать и выстраивать следующие уроки.
Хотя и минусы у дистанционного обучения тоже есть. Например, отсутствует привычный зрительный контакт между учителем и учеником, когда педагог буквально по глазам и жестам ребёнка может «считать», всё ли тот понял. В плюсах: дети меньше пишут, больше слушают и оказываются вовлечены в игру – основной вид деятельности для детей этого возраста. Главное: не допускать перегрузки ученика, использовать дозированный режим онлайн-уроков, чередовать активные и пассивные фазы, устраивать физкультминутки.
Выполнение домашней работы оказывается менее трудозатратным: не надо что-то переписывать, достаточно поработать с онлайн тестом. Облегчается и работа учителя: нет необходимости отдельно проверять каждую работу. Он может сделать выводы уже по проценту выполненной работы, оценить и поставить отметку.
Некоторым детям дистанционный формат позволил лучше раскрыться. Если им не комфортно было выступать перед классом, то на рабочем месте дома они стали активнее, победив внутренние зажимы.
Такие дети даже улучшили успеваемость: именно для них эта форма обучения подошла наилучшим образом.
Какой ещё нюанс есть в дистанционном обучении в начальных классах? К делу активно подключились, кроме учителей и учеников, родители. И стали полноценными участниками образовательного процесса.
Некоторые мамы и папы впервые осознали, на что реально способны их дети, и всё это время стараются максимально помочь, находясь в постоянном контакте с учителем.
Труднее тем, чьи родители продолжают работают: помочь таким ученикам в режиме удалёнки сложно.
При этом учителя убеждены, что опыт дистанционного обучения изменит систему образования. И уже в будущем учебном году подходы к подаче материала станут другими, приёмы дистанционного обучения начнут использовать шире.
И это даст новый импульс к изменению преподавания в школе. Безусловно, онлайн-уроки будут применяться для обучения детей, которые пропустили тему. Это им поможет разобраться в материале. Полезно это будет и для тех, кому нужно отработать сложные темы.
Хаётхон РАСУЛЕВА, педагог
Ўхшаш хабарлар
-
«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». Вся модель образования должна быть изменена
-
Легенда об узбекском плове
-
В Евразийском альянсе горных курортов появился новый участник
-
В Строгановском университете России обнаружено более 200 предметов культурно-исторического наследия Узбекистана
-
Повышается осведомленность журналистов по освещению вопросов водосбережения